Профилактика заикания у детей.
Выделяют несколько групп детей с
фактором риска по заиканию.
Дети с тревожными чертами характера.
Эти эмоционально чувствительные, впечатлительные дети очень привязаны к
родителям, особенно к матери, остро реагируют на изменение ее настроения,
болезненно переживают даже недолгую разлуку с близкими людьми, настороженно
относятся ко всему новому, неизвестному. Любое, самое незначительное
затруднение вызывает у них растерянность, слезы, удрученность. Они
беспокойны, беспричинно обидчивы, часто плохо спят, рано отказываются от
дневного сна. Нередко такие дети боятся остаться в темноте и просят не гасить
свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате или проходить по
темному коридору, особенно если там висит зеркало. Страхи возникают легко,
быстро закрепляются, наслаиваются один на другой. Тревога может возникать так
часто и настолько захватывать ребенка, что он полностью теряет контроль над
собой.
Нестандартное поведение детей часто раздражает родителей, они рассматривают
особенности своих детей как беспричинный каприз, дурную привычку, которую
нужно искоренять и которую можно исправить, стоит только построже и
понастойчивее запретить ребенку бояться. Или наказать, или высмеять его за
это. К сожалению, такая позиция может разделяться некоторыми педагогами и
врачами. Когда ребенок грызет ногти, не хочет есть в детском саду, просит
посидеть с ним перед сном, именно от них можно услышать совет - «не давать
ребенку воли», объяснение особенностей поведения ребенка «дурным воспитанием».
Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не
задерживаясь, если взрослые, вместе с которыми живет ребенок, уверенны в
себе, последовательны и непротиворечивы в своих требованиях, а в семье
постоянно спокойная и стабильная обстановка, к чувствам ребенка относятся с
уважением, пониманием и сочувствием. Ребенок, постоянно ощущающий любовь
взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит
поддержку в нужный момент, быстро «перерастает» свои страхи.
Дети с ранним речевым развитием
Первые слова у детей с ранним речевым развитием появляются до года,
фразовая речь – в 1,6-1,8 года. В 2 года эти дети начинают говорить
развернутыми фразами. Говорят много, почти безостановочно. Как правило,
раннее речевое развитие ребенка его окружение оценивает положительно. Обычно
родителей радуют успехи ребенка, они поощряют его высокую речевую активность,
охотно демонстрируют новые речевые достижения ребенка знакомым, вводят
сложные слова и грамматические конструкции в повседневную речь.
Однако, появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает
формирующуюся функциональную систему речи более ранимой. В этот период
речевого развития большое значение имеет поведение и повседневная речь
взрослых, с которыми постоянно общается ребенок. Речь родителей во многом
становится образцом для ребенка. Мы, безусловно, учим своих детей родному
языку, даже не осознавая этого.
Общие правила речевого поведения родителей:
1. Речь должна быть достаточно плавной, четкой, умеренной по темпу,
спокойной и обязательно эмоционально-выразительной. Даже те мамы, речь
которых обычно не отличается особой выразительностью, разговаривая с
ребенком, интуитивно стараются интонационно окрашивать свою речь. Речь,
лишенная выразительной интонации, остается без внимания, малыши как будто ее
не слышат. Дети в раннем возрасте необыкновенно чутки к интонациям взрослого,
охотно копируют их.
2. Ребенку следует задавать только конкретные, понятные вопросы, не
торопить с ответом, не перебивать и внимательно выслушивать то, что он
пытается сказать, при необходимости помогая ему.
3. Обычно в речи взрослых можно заметить разного рода неправильности: мы
часто обрываем высказывание на середине, перебиваем сами себя, на ходу
переформулируем мысль, особо не заботимся о выборе лексико-грамматических
конструкций. Речь, адресованная ребенку, должна быть простой и понятной, с
четким проговариванием слов и предложений. Нужно исключить сложные
лексико-грамматические обороты, труднопроизносимые слова. Все это облегчает
ребенку восприятие содержания речи и построение собственной языковой системы.
4. Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его
или раздраженно поправлять.
5. Полезно читать детям стихотворные тексты, строго соответствующие их
возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизированная речь способствует
выработке правильных речедвигательных автоматизмов. Полезны игры с
ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и
коротких фраз.
Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактика заикания
связана прежде всего с охранительным речевым режимом, интенсивность
поступающей информации должна быть максимально снижена.
Дети с генетическими факторами риска,
т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием.
Дети – левши часто эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий
уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких
детей особенно важна эмоциональная стабильность в семье, они плохо переносят
резкое изменение окружающей обстановки. Их нельзя отдавать в детский сад без
длительного периода адаптации.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий