"Новогодний калейдоскоп"
вторник, 9 января 2024 г.
1 неделя декабря, "Город мастеров" ("Профессии. Инструменты")
"Профессии. Инструменты"
Повторяем с детьим названия профессий, инструментов: сталевар, строитель, дворник, плотник, портниха, плотник,сапожник, лесоруб, стройка, каменщик, бетонщик, маляр, сварщик, экскаваторщик, плотник, стекольщик, архитектор.
Развиваем глагольный словарь: поднимать, класть, управлять, монтировать, строить; устанавливать, стеклить, сваривать, красить; пила пилит, жужжит, скрипит; молоток стучит, забивает, прибивает, ковать, варить, работать, водить, добывать...
Прилагательные: высокий, низкий, красивый, блочный, кирпичный, деревянный.…
Дидактические игры:
· Усвоение конструкций ССП и СПП (Повар варит, а врач лечит. Портнихе нужна игла, потому что она шьёт одежду. Поварихе нужна кастрюля, потому что она варит обед)
· Усвоение сложных слов (лесоруб, садовод, овощевод)
· Составление предложений с однородными сказуемыми (Повар режет, чистит, варит, жарит)
понедельник, 27 ноября 2023 г.
4 ноября, лексическая тема "Здравствуй, Зимушка - зима!"
Закрепление понятий:
- Зима, снег, снежинка, сугроб, мороз, иней, ветер, вьюга, вьюга, метель, прорубь, снегопад, холод, гололёд, горка...
- Признаки: холодный, белый, пушистый, рыхлый, скрипучий, липкий...
- Действия: летит, кружится, вьётся, катать, лепить...
- «Один-много» (снежинка-снежинки, сугроб-сугробы…);
- Составление сложных предложений с союзом «А» (Летом день длинный, а зимой короткий);
- Составление простых предложений с однородными определениями, сказуемыми (Снег белый, рыхлый, блестящий. Снег летит, падает, кружится, тает…);
- «Из чего какой?» (Горка изо льда - ледяная горка. Сугроб из снега – снежный сугроб.);
- «Скажи ласково»: -ик, -к (Снеговик – снеговичок. Снежинка – снежиночка. Ветер – ветерок. Холод - холодок);
- «Один-много» (Сугроб – сугробы. Метель - метели);
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе (Белый…(снег, иней, заяц, узор…). Красивая…(снежинка, зима));
- Изменение формы глаголов 3-го лица настоящего времени по числам (Летит – летят. Кружится – кружатся. Дует – дуют. Замерзает - замерзают);
- «Посчитай 1, 2, 5» (Один сугроб, два сугроба…пять сугробов);
- Составление предложений с однородными членами (Снеговик высокий, холодный, красивый. Снежинка белая, ажурная, лёгкая);
- «Жадина»: мой, моя, моё;
- Образование глаголов с приставками ЗА-, ПО-, ВЫ-, ПРО- Игра «Построй новое слово»: я говорю начало слова, а вы добавьте слово «мёрзнуть», «леденеть», «стыть» и скажите новое слово (ЗАледенеть, ОБледенеть. ПРОстыть, Застыть, Остыть.);
- Образование приставочных глаголов (Лепить - Слепить, ВЫлепить. Мёрзнуть, ЗАмёзрзнуть, ОТмёрзнуть);
- Образование сложных слов (голый лёд – гололёд. Лёд рубит – ледоруб. По снегу ходит - снегоход);
- Образование притяжательных прилагательных (День зимы – зимний день. День декабря – декабрьский день. Светит солнце – солнечный день).
3 неделя ноября, лексическая тема "Кто как готовится к зиме" ("Дикие животные и их детёныши")
"Дикие животные и их детёныши"
Закрепляем с детьми:
- Названия животных нашего леса, их детёнышей
- Места их обитания (нора, берлога, логово, дупло...);
- Способ передвижения (прыгать, грызть, кусать, охотиться, рыскать, скакать, бродить, петлять, скакать...);
- Голос (рычать выть, тявкать, реветь...);
- Признаки (неуклюжий, хитрый, ловкий, быстрый, мохнатый, пушистый...)
- Образуем сложные слова: ДЛИННЫЕ+НОГИ=ДЛИННОНОГИЙ, ОСТРАЯ+МОРДА=ОСТРОМОРДЫЙ...
- Образуем притяжательные прилагательные (берлога медведя - медвежья берлога; хвост белки - беличий хвост...)
2 неделя ноября, лексическая тема "Здоровей-ка" (Продукты питания)
"Здоровей-ка" ("Продукты питания")
Закрепляли с детьми понятия:
- Еда, пища, повар, продукты, магазин, продавец
- Основные виды продуктов (мясные, молочные, рыбные, хлебо - булочные, кондитерские изделия)
- Временное обозначение приёмов пищи (завтрак ,обед, полдник, ужин);
- Признаки (вкусный, сладкий, полезный, кислый, жирный, острый, пряный)
- Образование относительных прилагательных "Какая каша?" (Каша из гречневой крупы - гречневая, какша из манной крупы - манная, каша из перловой крупы - перловая...);
- Действия (готовить, жарить, варить, печь, есть, нарезать, пробовать, покупать, мыть, чистить...)
Дидактические игры:
- "Жадина": согласование местоимений мой, моя, мои с существительными (моя булочка, мой пирог, мои конфеты...)
- "С чем пирог, если в нём..."(Пирог с вишней - вишнёвй пирог, пирог с рыбой - рыбный пирог, пирог с грибами - грибной пирог...)
- "Один - много" (батон - батоны, яйцо - яйца, конфета-конфеты...)
- "Скажи наоборот": образование сложносочинённого предложения с противительным союзом "А", подбор антонимов (молоко жидкое, а сметана ... , хлеб мягкий, а сухарь...)
- "Словесная математика": образование сложных слов (ТВОРОГ РАССЫПАЕТСЯ - ТВОРОГ РАССЫПЧАТЫЙ, У ЛИМОНА ТОНКАЯ КОЖУРА - ЛИМОН ТОНКОКОЖИЙ...)